Крутое пике. Темп реформ в Украине в конце 2020 года впервые за пять лет стал отрицательным — VoxUkraine
В конце 2020 года темп реформ существенно снизился. По сравнению с предыдущим кварталом количество важных инициатив, изменяющих правила игры в стране, сократилось втрое (16 против 50 антиреформаторских событий).
Но это не все плохие новости, пишет в материале VoxUkraine аналитик индекса мониторинга реформ Ксения Алеканкина. В четвертом квартале 2020 года мы зафиксировали самую большую антиреформу за историю существования индекса. Ею стало решение Конституционного Суда, которое фактически заблокировало деятельность Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции. Публикуем аналитический материал VoxUkraine о ходе реформ в Украине в последние месяцы 2020 года.
Чем же отличился 4-й квартал 2020 года?
Среди всех нормативных актов, изданных государственными органами, эксперты индекса выбрали 16 документов, способных повлиять на правила игры в стране, из которых 14 наши эксперты оценили положительно, один — нейтрально — это Закон о невозможности банкротства бюджетных учреждений, который собрал и положительные, и отрицательные оценки. И один крайне негативно — это решение Конституционного Суда о неконституционности положений Закона «О предотвращении коррупции», который существенно повлиял на среднюю оценку индекса реформ в 4-м квартале.
Кто был инициатором реформ?
В четвертом квартале главным инициатором реформ традиционно стала Верховная Рада Украины (11 реформ), а другие органы власти существенно отстали: на счету Кабинета Министров — 2 реформы, Президент и Национальный банк инициировали по одному важному изменению, а Конституционный Суд обеспечил самую мощную антиреформу за время существования индекса. Это уже становится традицией, ведь предыдущая рекордная антиреформа также была от Конституционного Суда. В 2019 году Суд признал неконституционной статью уголовного кодекса о незаконном обогащении.

График 1. среднеквартальных значение индекса. / Фото: VoxUkraine
Положительная оценка
• Закон о регулировании микрокредитов. Закон 891-IX, который фактически выровнял правила информирования об условиях кредитов между банками и небанковскими финучреждениями. Теперь требования по потребительским кредитам распространяются и на небанковские учреждения, которые отныне обязаны подавать информацию о микрокредитах в Единый реестр бюро кредитных историй. Ранее только банки должны были указывать фактические проценты по кредиту и ориентировочную стоимость услуг третьих лиц (страховщиков, оценщиков), если она им известна. Небанковские учреждения, которые выдают займы на срок до одного месяца и сумма которых не превышает одной минимальной зарплаты, злоупотребляли возможностью не информировать потребителя о всех нюансах кредитного соглашения. Поэтому иногда их клиенты соглашались на договоры, по которым размер процентов достигал 650% годовых.
• Закон о реорганизации общин и районов, который урегулировал правопреемство при образовании органов власти в новых общинах и районах. После создания новых ОТГ и районов, а также местных выборов, нужно было организовать распределение полномочий районов и общин по финансированию учреждений здравоохранения, образования, культуры, спорта, а также правопреемстве касательно коммунального и государственного имущества, бюджетов, прав и обязательств. Новый закон сделал это. Но не в полной мере. В частности, в законе не учтена возможность создавать старостинские округа; не продумано, что делать с бывшими сельскими советами, которые «разъединяются» — какое-то село или села отходят к одной общине, какие-то к другой.
Нейтральная оценка
Читайте также:
Ксения Алеканкина Четыре кабинета. Какой Кабмин эффективнее воплощал реформы в Украине?
• Закон о невозможности банкротства бюджетных учреждений устраняет правовой вакуум, который возник с принятием в 2019 году Кодекса по процедурам банкротства. Тогда не прописанным остался запрет банкротства бюджетных учреждений. Возникла ситуация, которая создала возможности банкротить школы, больницы и другие учреждения с социальной функцией, влияющие на экономическое положение государства, но обеспечивающие выполнение его обязательств перед гражданами. Их банкротство невозможно, учитывая, в том числе, практику Верховного Суда по правам человека, который говорит, что государство несет ответственность за финансирование таких учреждений и за все требования финансового характера, предъявляемые к ним. Принятый закон устраняет законодательный пробел, чтобы убрать риск злоупотреблений на рынке банкротства.
Антиреформа
• Осенью Конституционный Суд принял решение, которое признало неконституционным ряд положений Закона Украины «О предотвращении коррупции» и Уголовного кодекса Украины. Напомним, судьи постановили, что полномочия НАПК по контролю за исполнением антикоррупционного законодательства судьями противоречат принципу разделения власти, установленному в Конституции. КСУ считает, что в Украине нужно создать специальные институты, которые будут контролировать, как судьи выполняют антикоррупционные законы, и обеспечат отдельные правила декларирования для судей. Также неконституционными были признаны полномочия НАПК по контролю и проверке деклараций государственных служащих, хранения и обнародования таких деклараций, проведение мониторинга способа их жизни и т. д. Это решение подорвало способность системы антикоррупционных органов и спровоцировало конституционный кризис в стране.
Читайте также:
«Некоторые судьи стали считать себя богами». Интервью экс-главы КСУ Станислава Шевчука о деле Тупицкого
В конце декабря президент подписал два проголосованных Верховной Радой закона, которые частично вернули полномочия НАПК (закон, которым восстанавливается полноценная деятельность НАПК, и закон о восстановлении ответственности за недостоверное декларирование). Однако в этих решениях есть и проблемы. В частности, в законе о восстановлении ответственности за недостоверное декларирование, по словам Александра Калитенко из TI Ukraine, «депутаты фактически подписались под своим нежеланием нести справедливое наказание за ложь в декларациях и сокрытие своего имущества», ведь «верхний предел наказания за сокрытие сверхвысоких состояний такова, что ее вполне сможет пережить любой чиновник, сохранив и свое потенциально нелегальное имущество, и свою должность».
Что изменилось в ключевых сферах?
Прогресс был зафиксирован только в трех сферах наблюдений из пяти: управлении, монетарной политике и государственных финансах. В других двух не было принято ни одного реформаторского нормативного акта.
Управление
В этой сфере мы выделили 11 важных изменений. 8 из них инициировал парламент, еще 2 — Кабмин, сюда же попала антиреформа от Конституционного Суда. Среди важных реформ, которые не были упомянуты выше:
• Закон, который унифицировал подход к бюджетам местного самоуправления независимо от статуса населенного пункта. Он перевел все новые территориальные общины (новые объединенные сельские, поселковые и городские общины) на прямые межбюджетные отношения с государственным бюджетом. Отныне сельские, поселковые и городские бюджеты не будут зависеть от решений районов, которые до объединения населенных пунктов в общины получали значительную часть налогов и определяли направление применения расходов.
• Закон об оптимизации сети центров предоставления административных услуг (ЦПАУ) должен обеспечить жителям общин равномерный доступ к ЦПАУ, поскольку сейчас в некоторых общинах работает несколько центров (созданных советом и администрацией), а в некоторых — ни одного. Вызовом для реализации этого закона является отсутствие финансирования.
Читайте также:
Андрей Сабинич Реквием по реформам. Как новая власть прошла точку невозврата
• Изменен порядок передачи в аренду водных объектов в комплексе с земельными участками. Согласно новому порядку устанавливается обязательность паспорта водного объекта для заключения договора аренды земли в комплексе с расположенным на ней водным объектом. Также теперь прописана обязанность арендатора водного объекта позволять другим специальное водопользование (забор воды, ее использование и сброс загрязняющих веществ), если это не мешает использованию водного объекта, определенному в договоре аренды, а также обязанность арендатора заботиться об улучшении экологического состояния водного объекта.
Монетарная система
За три последних месяца 2020 года власти приняли две реформы в сфере монетарной политики. Первая — это упомянутый выше закон о регулировании микрокредитов. Вторая — постановление НБУ о введении оценки небанковских финучреждений по уровню риска и общественной важности. Согласно закону о «сплите» НБУ должен регулировать деятельность небанковских финансовых учреждений (страховых, финансовых компаний, кредитных союзов, ломбардов и т. д.). После принятия постановления № 157 от 11.12.2020 НБУ больше внимания в надзоре будет уделять компаниям, несущим больше рисков для своӥх клиентов. Зато компании с меньшим риском будут значительно реже сталкиваться с проверками и другими активностями регулятора.
Государственные финансы
В сфере государственных финансов эксперты зафиксировали три существенных изменения «правил игры». Два из них инициированы парламентом, еще одно — президентом.
Читайте также:
Обещают с весны. Шмыгаль анонсировал восстановление аграрного министерства в 2021 году
Самой масштабной реформой в этой сфере стал закон о функционировании Государственного аграрного реестра и совершенствовании государственной поддержки сельхозпроизводителей. Агропроизводители будут самостоятельно заполнять информацию о себе в реестре. Вместо этого они будут получать обновления о существующих программах государственной поддержки и смогут подавать через реестр заявления на получение различных разрешений и господдержки. Отметим другие две регуляции, получившие низкие оценки: возвращение «пакета малыша» с возможностью получить его как в материальной, так и в денежной форме, и закон о господдержке культуры, туризма и креативных индустрий, снижающий налоговую нагрузку на эти сферы.
Вывод
В 4-м квартале 2020 года мы впервые за историю наблюдений зафиксировали отрицательное значение индекса реформ. Власти существенно ухудшили результаты по сравнению с предыдущим 3-м кварталом, ведь количество важных нормативных актов, влияющих на развитие страны, сократилось втрое (с 50 до 16).
Индекс мониторинга реформ (ИМоРЕ) VoxUkraine предоставляет комплексную оценку усилиям властей Украины по внедрению экономических реформ. Индекс базируется на экспертных оценках изменений в регуляторной среде по пяти направлениям: государственное управление, государственные финансы, монетарная система, бизнес-среда, энергетика.
Этот материал опубликован в рамках информационного партнерства НВ и проекта VoxUkraine
Редактор: Александр Стрельников