Битва за столицу. Интервью Сергея Притулы и Виталия Кличко накануне дня выборов мэра Киева

В Киеве вокруг местных выборов 2020 сосредоточились все топ-партии Украины. Своих кандидатов выдвинули все парламентские политсилы, а также партия действующего мэра города — Удар.

Как отметил журналист НВ Иван Верстюк, согласно рейтингам, действующий мэр Киева Виталий Кличко опережает своих конкурентов. Он получает от 35 до 40% поддержки по разным социологическим опросе. Второе и третье места отдают или Ирине Верещук, или Сергею Притуле. По словам журналиста, вероятность второго тура составляет 100%.

Ключевые кандидаты на должность мэра Киева Сергей Притула и Виталий Кличко дали интервью Радио НВ.

Сергей Притула

Телеведущий, кандидат в мэры Киева от партии Голос

— В своей рекламе вы говорите, что 40 минут в день тратите на пробки. Как вы предлагаете конкретно решать эту проблему и в какие сроки?

 — Откровенно говоря, это довольно условная цифра. Когда я жил на улице Ахматовой, то утром, если я не проскакивал по мосту на работу к определенному времени, мог «тянуться» на улицу Тургеневскую полтора-два часа.

Решение транспортной проблемы в столице — это достаточно комплексный вопрос, который нельзя раскрыть за то время, которое мы сейчас с вами будем общаться. Если максимально коротко и лаконично, первое — это, конечно, обновление транспортного парка для пассажирских перевозок в сторону увеличения многосекционного транспорта.

Только не так, как это сейчас происходит, когда киевская власть в обход тендера закупила в Минске дизельные автобусы на 1,6 миллиарда гривен. Такое, если честно, на голову не налазит. Весь Киев задыхается, и все говорят, что нам нужен экологически чистый транспорт, тем не менее, столичная власть закупает 200 дизельных автобусов.

Мы говорим о том, что нужно восстанавливать путевое сообщение, трамвайное сообщение левого и правого берегов скоростными трамваями. И мы говорим о том, что первое, что нужно делать, — это правильное развитие левого берега для того, чтобы увеличивать там количество рабочих мест. Потому что дисбаланс в виде 15% рабочих мест на левом берегу и 85% на правом — это основная причина того, почему утром мы стоим в пробках в одну сторону, а вечером — в другую сторону.

— Давайте поговорим о Позняках. В своей рекламе вы говорите: «Тебе не нравится то, что ты видишь? Я это исправлю». Я живу на Позняках. Да, много многоэтажек. Конечно, не нравится. Но смотрю на свой дом и думаю, его взорвать разве что можно, чтобы не было так много застройки. А как вы видите решение такой проблемы?

— Вы уже в нем живете, поэтому зачем подрывать, уже имеем, что имеем. Меня больше интересует вопрос перспективы, в частности, правильного землеотвода в столице. Потому что он происходит абсолютно неправильно, если сравнивать с тем, как за рубежом.

Читайте также:

Битва за столицу. Интервью Сергея Притулы и Виталия Кличко накануне дня выборов мэра Киева
Парад претендентов. Самые рейтинговые кандидаты в мэры Киева ответили на пять вопросов НВ

За рубежом именно власть, муниципалитеты решают, что должно быть построено на том или ином участке земли. То есть создается проект, под этот проект объявляется тендер, и заходят разные компании, которые претендуют на то, чтобы там делать застройку и жилых квадратных метров, и бизнес-площадей, и социальной инфраструктуры.

У нас все выглядит с точностью до наоборот. Застройщик получает от города землю и после этого делает там все, что хочет. Продает квадратные метры жилой площади, получает деньги, а всю нагрузку на инфраструктуру, которая затем происходит с прорывами теплотрасс, ложится на плечи городского бюджета. Мне кажется, что это очень неправильная история.

— На балансе киевской мэрии находятся десятки коммунальных предприятий. Это куча недвижимости, куча активов. И никто не может понять, что с ними на самом деле происходит, зарабатывают ли они что-то, где там коррупция, где там порядок, где там закон. Что вы планируете делать с коммунальными компаниями города Киева, если станете мэром?

— Это тот вопрос, который для нас очень актуален. Наша команда, обещает провести детальный аудит для того, чтобы понимать смысл существования тех или иных коммунальных предприятий. Я не знаю, насколько это будет быстрый процесс, учитывая то, что коммунальных предприятий больше тысячи в столице.

Предстоит аудит по определению эффективности их работы, и после этого есть два варианта дальнейшего развития. Первый — или мы убираем вообще эти коммунальные предприятия, а тот сервис, который они предоставляют мы как город заказываем у частного бизнеса. Второй — если коммунальное предприятие работает эффективно, для того, чтобы лучше контролировать использование средств, мы предлагаем вводить там наблюдательные советы.

— Недавно я смотрела вашу программу Хто зверху, и там было очень много сексистских шуток. Например, о том, что женщинам нельзя доверять деньги, что есть нормальные женщины, а есть те, кто идут строить карьеру вместо того, чтобы рожать. Вы действительно так считаете?

— Программа Хто зверху — это программа, которая построена на конфликте двух гендеров, поэтому там это более или менее уместно. Что касается меня как человека, который идет на должность киевского городского головы, то я с большим удовольствием хочу отметить, что наша команда Голоса полностью и максимально придерживается всех определенных законом вопросов присутствия и равенства гендеров в списках. В конце концов, даже наша парламентская фракция может похвастаться тем, что на 50% состоит из женщин. Поэтому давайте все же разграничивать какие-то вещи.

Виталий Кличко

Мэр Киева, кандидат на эту должность от партии Удар

— Хотелось бы поговорить о ситуации с коронавирусом. Сейчас Киев в оранжевой зоне, мы знаем, что в некоторых больницах заканчиваются места. Какая сейчас ситуация со здравоохранением в столице?

 — Мы делаем все, что от нас зависит для того, чтобы обеспечить защитой и лечением каждого человека, который обращается. Еще раз хочу подчеркнуть, что количество тестирований в городе Киеве по сравнению с другими городами самое высокое в стране.

И ситуация, тем не менее, ухудшается в том, что у нас каждый день поднимаются цифры. Сегодня (23 октября — НВ) у нас 635 больных. А в столице уже 33135 человек заболели COVID-19. Я каждый день делаю брифинги и обращаюсь к каждому из киевлян, чтобы соблюдать все правила, о которых все знают. Я не устаю их повторять, это крайне важно.

— Если все же будут продолжать расти цифры, и Киев попадет в красную зону, будет ли полный локдаун, как это было в марте?

— Я надеюсь, что до полного локдауна мы не дойдем. Мы делаем все для того, чтобы этого не произошло. Наша задача, чтобы количество врачей, количество коек, количество оказания помощи тем людям, которые болеют, были возможными.

Локдаун может быть только в том случае, когда произойдет взрыв, когда количество больных будет превышать кратно количество коек или возможность медицинской системы оказывать помощь. Это уже крайние меры, я надеюсь, до них мы не дойдем.

— Насколько сейчас Киев обеспечен больницами, сколько новых больниц появилось за последние пять лет?

 — Мы не можем говорить о строительстве новых больниц за последние пять лет. Больниц у нас достаточное количество, но они находились в таком состоянии, что лучше направить средства и восстанавливать те больницы, которые еще остались с советского времени. И относительно оборудования, и касательно ремонтов. Поэтому наша ключевая задача была — не строить новые, а реформировать, оборудовать те больницы, которые находились в плохом состоянии современным оборудованием, делать ремонты и поддерживать врачей.

Еще одна составляющая — врачи. Это важнее, чем больницы. От количества врачей и от их квалификации зависит очень много, и поэтому город помогает. Мы доплачиваем еще 100% к заработным платам, которые получают врачи. И особенно сейчас в условиях коронавируса многие врачи увольняются. Для того, чтобы этого не происходило, город доплачивает из своего бюджета врачам, которые работают с инфицированными коронавирусом.

— Киев имеет очень амбициозный Генеральный план развития. Там новый аэропорт, новые мосты, окончание строительстве кольцевой дороги, ревитализация промышленных зон и советской жилой недвижимости. Но является ли он реалистичным? Если вы снова станете мэром Киева, в первую очередь выполните этот Генерального плана и в хронологические сроки?

— Мы можем строить любые достаточно большие планы и говорить о золотых горах, но давайте будем откровенными, — для того, чтобы построить больницу, детский сад, школу, дороги отремонтировать, сделать новую инфраструктуру, закупить новый коммунальный транспорт, нужны деньги. За последние годы все забывают о том, что еще пять лет назад бюджет нашего города составлял 18 миллиардов, сегодня — 60.

Сегодня треть бюджета идет на образование. Это одна из ключевых инвестиций, инвестиции в наших детей. Мы хотим, чтобы они были лучше нас, строим детские сады, школы. И мне есть, чем отчитываться в этом направлении. Сейчас почти не существует очередей в детские сады, построили более 30 детских садов в городе Киеве, восемь новых современных школ с бассейнами, со спортивными залами, интерактивными досками, с лучшим оборудованием. И в этом направлении мы можем представить любые вещи. Но крайне важно привлекать инвестиции. Кстати, в прошлом году 60% от общих инвестиций всей страны пришло в столицу, в город Киев. И это хороший показатель.

— Это вполне логично, ведь Киев — это центр украинской экономики. Вы уже сказали о росте бюджета в 60 млрд гривен. А как можно было бы еще увеличить бюджет города? Что можно было бы сделать в налоговой политике, в рамках нового закона о столице, как вы это видите?

— Я постоянно проговариваю этот вопрос и с президентом, и с премьер-министром, и с соответствующими министерствами, и с депутатами Верховной Рады. Киев выполняет функцию столицы, наибольшая нагрузка на инфраструктуру — в Киеве. Чтобы переехать с левого на правый берег Днепра, все едут через Киев. То есть 40% транспорта в Киеве — это транзитный транспорт. А следующий мост, который находится в городе Кременчуг, находится в аварийном состоянии. То есть весь грузовой транспорт едет через город Киев. Таких вопросов достаточно много, которые нужно решать и мгновенно. Для этого нужны деньги.

Из бюджета города Киева забирают 60% поступлений. Из других городов — 40%. Из Киева, несмотря на то, что он выполняет функцию столицы, иностранного представительства, большая нагрузка, забирают деньги. Я много раз обращался к президенту, премьер-министру, чтобы уравнять это дискриминационное отношение. Это смогло бы дать большой толчок для развития инвестиций в наш город.

Читайте также:

Битва за столицу. Интервью Сергея Притулы и Виталия Кличко накануне дня выборов мэра Киева
Как заполнить все бюллетени на местных выборах, какими они будут и сколько выдадут? Отвечаем на главные вопросы

— Надоело стоять по 40 минут в пробках с левого на правый берег. Как и когда это решится?

— Несколько вещей. Это комплексный подход. Перехватывающие автостоянки, это первое. Во-вторых, это европейский опыт, мы будем делать неудобства для тех людей, которые используют частный транспорт для того, чтобы заехать в центр города.

Два перехватывающих паркинга мы уже презентовали, другие уже в процессе строительства. Можно доехать до Киева из пригорода, оставить там машину и пользоваться общественным транспортом.

Общественный транспорт. Сейчас закупили 200 новых автобусов. За последние годы закуплено 65 трамваев, 120 троллейбусов. Сейчас в целом 307 автобусов — это общественный современный транспорт. Интенсивно строится метро на Виноградарь. В конце следующего года мы открываем две новых станции. А до конца года мы запускаем автосообщение под Подольско-Воскресенским мостовым переходом и переходим к реконструкции моста Патона, который сейчас ограничен в передвижении.

И одна из ключевых составляющих, о которой я говорил, чтобы транзитный транспорт не ехал через город, нам крайне важно сделать большую кольцевую. Чтобы все машины не ехали через центр города, не перегружая пробками наш город, не разбивая дороги, не загрязняя воздух. Это более государственный проект, но город Киев крайне заинтересован в реализации этого проекта.

— Нам пишут: «Интересно спросить у Виталия Владимировича, почему закупаются белорусские автобусы и польские трамваи вместо украинских?»

 — Две составляющие. По 200 автобусов — нам ЕБРР выделил на развитие транспортной инфраструктуры 50 миллионов евро, и нужно максимально быстро решать эту проблему. Давайте будем откровенны, наши производители автобусов не способны в течение почти года, даже двух поставить такое количество автобусов.

Проводился тендер, одним из ключевых партнеров стал завод МАЗ, который предоставляет автобусы, которые имеют неплохой опыт пользования. В Киеве они были закуплены, показали себя с лучшей стороны. Это первая составляющая.

Вторая составляющая, кто-то критикует и говорит, что это автобусы МАЗ. Могу сказать, что двигатель Mercedes, коробка французский, то есть все составляющие европейские, они соответствуют стандартам Евро 5. И быстро сделать это можно было только исключительно таким образом. Завод МАЗ сказал, что до конца года они готовы поставить 200 автобусов на условиях лизинга.

Кроме того, с нашими производителями у нас есть, к сожалению, не очень хороший опыт. Мы частично закупаем у производителей современных трамваев. Один из примеров — мы закупили 40 трамваев Pesa, 10 трамваев Электрон, несколько трамваев Южмашевских. Так вот, все трамваи Pesa находятся на линиях, работают. Новые трамваи, которые были закуплены у наших отечественных производителей, к сожалению, очень часто находятся в ремонте.

Наша задача — предоставлять услуги, перевозить жителей нашего города, а не ремонтировать оборудование. Я спрошу тех, кто критикует, — простите, а вы на какой машине ездите? Вы хотите ездить на той машине, которая не ремонтируется, которая постоянно оказывает вам услуги и находится всегда в вашем пользовании. Поэтому если наши отечественные производители будут презентовать изделия автотранспорта нормального европейского уровня, мы с большим удовольствием будем закупать также у наших представителей.

Подписывайтесь на наши подкасты на Soundcloud, Apple Podcasts, Google Podcasts и на платформе MEGOGO

Добавить комментарий

Adblock
detector