«Кадровая политика — одно из самых слабых мест Зеленского». Интервью НВ с Владимиром Фесенко
Почти каждую неделю в Украине происходят громкие отставки чиновников. Радио НВ пообщалось с политологом Владимиром Фесенко о том, что означает этот кадровый турборежим и кто за ним стоит.
На днях о внезапном увольнении сообщил временно исполняющий обязанности председателя Госэкоинспекции Егор Фирсов, одновременно с этим о своем увольнении вследствие так называемой оптимизации сообщил директор НАК Нафтогаз Юрий Витренко. К этому без работы остался руководитель таможни Максим Нефьодов.
Политолог Владимир Фесенко в интервью НВ прокомментировал кадровые изменения в украинской власти.
— С чем связаны последние увольнения и являются ли они частью определенной цепочки?
— Нет, я не придерживаюсь упрощенных версий о реванше, о том, что идет процесс свертывания или отказа от либеральных экономических реформ. Общая логика, почему сейчас уходит много руководителей, которые пришли в правительство или в государственные учреждения еще в начале осени, — это связано с тем, что правительство Гончарука ушло и за ним уходят его ставленники.
Со сменой правительства очень часто происходит кадровое обновление, но все же обращу внимание, что и часть министров из правительства Гончарука осталась, и даже люди, которые работали на должностях заместителей министров, руководители некоторых государственных институтов.
Даже по Нафтогазу, достаточно сложная ситуация во взаимоотношениях между Коболевым и Витренко. Если есть конфликт, а, кстати, также важный момент, еще один критерий для Зеленского — это командная работа, он очень не любит конфликтов в своей команде. И если возникает конфликтная ситуация, то он вынужден принимать кадровое решение, здесь он в конце концов от кого-то должен избавиться, или от Витренко, или от Коболева. Кто там из них прав — мне трудно сказать.
Важный момент, чтобы понять, что происходит, если те или иные представители той команды, которая была сформирована еще в прошлом году, демонстрируют активность, заметные результаты в своей деятельности, то к ним претензий нет, они работают на своих должностях. Потому что для Зеленского, насколько я понимаю, очень важный критерий — эффективность работы, конкретные результаты работы. Если он не видит повышенной активности, конкретных результатов деятельности того или иного руководителя, он может дальше воспринимать критическую информацию. Но если есть и позитив, то он может перевесить. Поэтому я бы не обобщал.
— Но здесь еще важно то, кто и какую информацию Зеленскому предоставляет. Кто эти люди, Ермак, или кто?
— Нет, я думаю, что не только. По разным источникам информации можно утверждать, что по кадровым вопросам кто дает оценки, которые влияют на решение президента? Если работа правительства — премьер-министр и мы знаем, что конфликты с премьер-министром (новым уже, действительным) привели к отставке Уманского и Емца. Безусловно, глава Офиса президента также влияет. Первый помощник президента Шефир, безусловно. Учитывая личные связи и статус учреждения, глава СБУ Баканов. Но и другие представители правоохранительных органов также могут предоставлять информацию о тех или иных руководителях.
— А кто именно, Аваков, Венедиктова?
— Не обязательно, и Аваков, и Венедиктова… Я думаю, что это делается по каждому претенденту, но здесь я напомню, не все об этом знают. Когда назначают человека, берут на ту или иную должность или оценивают как кандидата, проводится госпроверка. Думаю, что на досье того или иного претендента делают запить. И если, например, СБУ или НАБУ располагают информацией о каких-то коррупционных рисках, то думаю, что информацию предоставляют и Офису президента.
Читайте также:
Кадровый бардак. Хаотичные перестановки во власти затормозили реформы в Украине
— А что с кадрами в самом Офисе президента? Есть слухи, что Ермака тоже хотят уволить, особенно на фоне со скандалами с пленками относительно его брата. А сейчас в Telegram каналах активно эта тема обсуждается.
— В апреле стало понятно, что этот громкий скандал с записями брата Ермака закончился ничем. История с Гончаруком и с Рябошапкой показала, если появляются поводы для президента для какого-то разочарования или критических оценок, то он достаточно быстро делает кадровые решения. Мы это увидели по Богдану, по Гончаруку и по Рябошапке. Безусловно, Ермак не застрахован.
Другое дело, то, что я вижу сейчас повышенную активность Трофимова, информационную, медийную. Безусловно, это предположение, значит есть основания для недовольства, критические замечания. И он через медийную сферу хочет доказать, что наоборот он достаточно мощный руководитель. Это связано с напряжением, которое возникло в отношениях между центральной и местной властью, в первую очередь между мэрами больших и не только больших городов.
И добавлю, вы упоминали о Telegram-каналах, это такой специфический фактор, некоторые Telegram-каналы, связанные, пусть не прямо, но с Россией, с такими сомнительными персонажами как Шарий, явно одновременно работают с Коломойским. И одновременно тот же Telegram канал может сотрудничать и с Офисом президента, по опосредованным признакам. Такие парадоксы в определенной степени могут влиять, если не на президента, то на некоторых людей в Офисе президента. И это проблема.
По некоторым Telegram каналам явно прослеживается попытка перессорить руководителей Офиса президента. Я думаю, изменения будут. Какое-то обновление, скорее всего, будет. Хотя насколько я знаю, когда ушел Богдан, а на его место встал Ермак, по неофициальной информации, Зеленский пообещал ядру команды, — Трофимову, Тимошенко, Шефиру, что они остаются, что их менять не будут.
— А вот такая стремительная кадровая политика влияет на ход реформ и на преодоление государством тех проблем, которые мы сейчас имеем?
— Здесь, безусловно, проблема. Кадровая политика и ошибки в кадровой политике — одно из главных слабых мест у Зеленского. Команда набиралась в спешке. В первую очередь это касалось нынешней депутатской фракции Слуга народа, но и правительства также. По правительству Гончарука, если быть объективным, там больше половины чиновников не выдержали экзамен.
Поскольку у Зеленского нет опыта, в кадровой политике мы видим эти «метания». И не только в кадрах, но и в политике как таковой. Все эти «метания» могут негативно влиять и на развитие реформ в тех или иных направлениях. Например, изменения руководства Генпрокуратуры. Думаю, они могут повлиять на то, как будет дальше развиваться реформа прокуратуры. Хотя с ней тоже возникли очень серьезные проблемы. Что касается других правоохранительных органов могут возникнуть проблемы. Так что, да, здесь риски, к сожалению, существуют.