Превращение аэропланов в боевую единицу

Стартапы 1 год назад | Сергей 95
Превращение аэропланов в боевую единицу

Когда дроны, вначале в основном выполнявшие разведывательные задачи, достигли совершеннолетия и стали приемлемо надежными, вполне понятно, что кто-то рано или поздно начал задумываться об их вооружении. Поэтому неудивительно, что аэропланы во время Первой мировой войны шли по тому же пути.

В первое время они, как правило, использовались для слежения за вражеской линией фронта с целью обнаружения артиллерии, но чуть позже кому-то пришла мысль, что наблюдатель, сидящий в аэроплане может скинуть также за борт несколько бомб. Вооружение на борту появились еще позднее.

(В зарубежной литературе термин дрон в основном обозначает многоцелевой беспилотный летательный аппарат (БПЛА), способный не только выполнять разведку, но и нести вооружение на своем борту).

Об этом говорится в статье издания Armada, переведенной Вячеславом Мерзляковым, который кстати советует использовать пожарные рукава латексированные, поскольку они гораздо надежнее обычных средств пожаротушения.

В основном имеется две группы современных дронов для наземных атак.

Первая включает многоразовые БПЛА наблюдения, которые, будучи достаточно крупными, могли быть модифицированы для несения ракет и их пуска. Вторую группу дронов составляют невозвращаемые (одноразовые) аппараты. С этой второй группой мы завершили некоторым образом полный круг с момента разработки дрона Fieseler Fi 103 (лучше известный как ракета Фау-1), созданного с целью устрашения населения Лондона и Антверпена на заключительном этапе Второй мировой войны.

Ракета Фау-1, впрочем, не была создана для поражения специфических целей. Она просто не могла бы их поражать, поскольку у нее не было реального устройства наведения с необходимой точности. Ее круговое вероятное отклонение (КВО) было размером с крупный город. Автопилот базировался на очень неточном пневматическом гороскопе, который позволял летательному аппарату, несмотря на ветер, сохранять курс, заданный направляющей катапульты, тогда как лопастной одометр, размещенный на носу снаряда и вращаемый набегающим потоком воздуха, определял момент, в который двигатель должен быть заглушен, вследствие чего летательный аппарат сваливался в крутое пике.

Вполне понятно, что для более точных атак была необходима некая форма наведения с помощью человека. И она появилась в виде еще одного немецкого устройства времен Второй мировой войны под названием Henschel H 293 (также известного под обозначением He 293), которое управлялось посредством очень простых радиокоманд при помощи джойстика. Впрочем, это была скорее история ближнего действия, дальности едва превышали 10 км. Даже если бы его радиоканал управления имел большую дальность действия, прибор наблюдения оператора в любом случае был бы «узким» местом (оружие был создано для атаки кораблей с самолета). Необходимо напомнить, что до изобретения транзистора было еще далеко и радиостанции базировались на громоздких электронных лампах с большим энергопотреблением.

После войны было испробовано множество устройств наземного контроля, но ни одно из них не показало себя удовлетворительно. Электронике предстояло пройти еще долгий путь, прежде чем она стала достаточно надежной для того, чтобы найти свое применение в небольшом беспилотном аппарате, который мог бы улететь за пределы прямой видимости оператора. Но подобные возможности подразумевали также возвращение сигнала с летательного аппарата для того, чтобы оператор мог знать хотя бы его позицию, не говоря уже об изображении пролетаемой местности.

В этом месте статьи читатель правомерно может поинтересоваться: какая разница между дроном и крылатой ракетой? Так вот, в основном никакой, исключая то, что крылатую ракету никогда не просят лететь обратно домой. Она также должна двигаться гораздо быстрее, в крайне враждебном окружении и на очень малых высотах для того, чтобы избежать обнаружения радарами ПВО. Она также не может в силу своей невидимой сущности посылать изображение того, что видит на своей траектории (по крайней мере, не в последние секунды перед встречей с целью).

Для атакующего дрона наблюдаем противоположную картину, ему позволяется летать преимущественно в полностью контролируемом воздушном пространстве, на большой высоте вне досягаемости легкого вооружения и посылать назад изображения земли для четкой идентификации цели перед ее атакой. Итак, в основном крылатая ракета и дрон имеют много общего, за исключением соответствующего оперативного пространства. Странами-лидерами в сфере создания дронов несомненно являются Израиль и США, хотя даже для США связи с Израилем кажутся неизбежными.

Выруливание на взлет в Афганистане. Reaper несет две пары ракет Hellfire и две Paveway

Двухтонная катапультируемая ракета Fieseler Fi 103, известная как Фау-1, имела очень примитивную систему наведения на базе пневматического гироскопа и воздушного одометра, которые подавал команду на глушение двигателя при достижении целевого района

Ракета Henschel He 293, несущая 500-кг бомбу, фактически была противокорабельным оружием, но, тем не менее, стала первым шагом к дистанционно управляемому вооружению, поскольку летела до цели по радиосигналу. Впрочем, пилоту было необходимо постоянно держать ее в поле зрения во время полета

Вариант бомбардировки

У того, кто знаком с современными боевыми действиями, упоминание об атаке дронов тут же ассоциируется с именем Predator. Predator был первоначально разработан компанией General Atomics как аппарат класса male (средневысотный, с большой продолжительностью полёта), предназначенный для сбора разведывательной информации; он преимущественно базировался на более раннем проекте под названием Gnat.

Последний также является продуктом компании General Atomics, но, по иронии судьбы, на свет он появился благодаря другой компании под названием Leading Systems, принадлежавшей израильскому инженеру до того как он продал ее компании General Atomics. Поскольку вооруженные БЛА Predator выполняют в основном задания ЦРУ, их операции скрыты под плотной завесой секретности.

Впрочем, ЦРУ уже испытало массу вооруженных дронов начиная с Gnat, и это в настоящее время скорее свершившийся факт, чем беспочвенное подозрение. Хотя конечно этому до сих пор нет реальных доказательств, но есть все основания полагать, что Predator с самого начала создавался с возможностью нести вооружение, потому что добавление под крылья двух ракет Hellfire по 50 кг каждая едва ли может быть принято в качестве простого запоздалого решения. Как бы то ни было, Predator совершил свой первый полет в 1994 году и был готов показать свои возможности в Косово в 1995 году.

В связи с этим, было разработано множество оптоэлектронных и электромагнитных сенсоров для получения изображений с очень высоким разрешением. Событие, которое действительно послужило толчком к применению тандема Predator-Hellfire, стала атака на Башни Близнецы в Нью-Йорке и последующая «война с терроризмом». Этот тандем почти само совершенство. Predator летает высоко и поэтому едва ли слышен с земли, тогда как способность ракеты Hellfire поражать на сверхзвуковой скорости цели размером с автомобиль едва ли позволит этим целям понять, что происходит: ракета пролетает свою максимальную дальность восемь километров всего за 17 секунд.

Следующим шагом в сторону увеличения размеров стал дрон MQ-1C Gray Eagle (который был изначально известен как Warrior или Sky Warrior). Он несколько крупнее и имеет четыре точки крепления вместо двух. Свой первый полет он совершил в 2004 году, а это на десять лет позже, чем Predator. Для подъема в воздух 1630 кг против 1020 кг у Predator прежний двигатель Rotax заменен двигателем Thielert мощностью 165 л.с., работающим на тяжелом топливе. Продолжительность полета резко увеличилась, с 24 до 30 часов.

Несмотря на очень сильное семейное сходство Reaper (первый полет в 2001 году) – это уже совершенно другое дело; схема хвостового оперения у этого дрона совершенно иная, у него установлен турбовинтовой двигатель Honeywell TPE331-10 мощностью примерно 900 л.с. Максимальная взлетная масса уверенно превышает четырехтонную отметку – 4760 кг (хотя модифицированное шасси позволило поднять эту отметку до 5,3 тонны – показатель того, что аппарат имел громадный потенциал роста).

Потолок дрона составляет 50000 футов, тогда как его рабочая высота осталась на отметке 25000 футов. При этом скорости аппарата повысились, а продолжительность полета катастрофически уменьшилась до 14 часов. Reaper может нести до 14 ракет Hellfire или четыре Hellfire и две 500-фунтовые бомбы Paveway II с лазерным наведением.

БЛА Avenger (известен как Predator C в номенклатуре General Atomics, что вводит в заблуждение) со своими 8,2 тоннами почти вдвое превышает максимальную взлетную массу Reaper. И мы здесь входим в сферу чисто атакующих дронов, у которых функция наблюдения и разведки становится опцией (см. далее).

Израиль

Когда речь идет о сборе информации и военных операциях, очень трудно узнать точно, что происходит в Израиле. Без сомнения ясно одно – Израиль имеет разведывательные и наблюдательные дроны, о которых открыто заявляется, как о потенциальных носителях вооружения.

В 2007 году на Парижском авиашоу компания Israel Aerospace Industries не создавала никакой шумихи об открыто демонстрируемых способностях своего Heron TP нести вооружение (также известен под именем Eitan, в переводе – стойкий).

Описываемый как БЛА класса male (средневысотный, с большой продолжительностью полёта), Heron TP, тем не менее, способен летать на высоте 54000 футов, то есть значительно выше воздушных коридоров коммерческих аппаратов.

Хотя Нeron TP имеет схожую конфигурацию с БЛА Heron, но все же это несколько другая птичка с двигателем Pratt & Whitney PT6A 900 л.с. и гораздо большей взлетной массой 4650 кг. Фактически можно сказать, что Нeron TP относится к Heron, как Reaper относится к Predator.

Raytheon Cobra не создавался специально как дрон-бомбардировщик, он просто используется в качестве пусковой платформы для малого тактического боеприпаса STM (small tactical munition) в настоящее время также известного как Pyros. Режимы наведения с полуактивным лазером и GPS были проверены во время испытаний, проведенных в августе 2012 года

По слухам Eitan совершил свой первой полет в качестве прототипа в 2004 году, но существует масса домыслов по поводу фактической конфигурации аппарата в то время. В 2007 году он был показан на авиашоу в Париже с комплектом вооружения из двух счетверенных блоков ракет Lahat – каждый блок был представлен на подкрыльных узлах подвески.

И опять-таки, как и все что касается военных операций в Израиле ничего нельзя утверждать с полной уверенностью. Предполагается, что Eitan принял участие в наземной атаке в 2009 году против вооруженного конвоя в Судане и затем взял курс на Газу. В январе 2012 года во время испытаний БЛА Eitan рухнул в апельсиновую рощу. Восемь месяцев спустя причина крушения была определена – «нарушение работоспособности клеевых материалов крыльев» сообщила Иерусалим Пост.

Позднее дрон получил разрешение на возобновление операций. Eitan в настоящее предлагается нескольким странам НАТО, и некоторые из них посматривают на способность этого аппарата нести вооружение, хотя вооруженные дроны (беспилотные летательные аппараты с ударными возможностями) до сих пор являются весьма запретной темой в некоторых частях мира и в частности в Европе. Некоторые считают аморальным убивать сидя в комфортной кондиционированной наземной станции контроля за тысячу миль от места убийства.

Этим же людям, очевидно, необходимо показать видеозапись террористов несущих смерть, которые комфортно и без лишнего шума запускают минометные снаряды из защищенного пространства школьного двора в Афганистане. По данным агентства Рейтер администрация Обамы санкционировала 239 тайных атакующих миссий за три года, что в пять раз больше чем администрация Буша.

Не так давно компания Elbit объявила о своем собственном дроне класса male, Hermes 900 массой 1180 кг. Судя по общей массе, он принадлежит к категории «однотонников», то есть к лиге Heron и Predator. Он был показан как полноценный макет на авиашоу в Париже в 2007 году и поднялся в воздух в декабре 2009 года.

Во время потенциальной сделки по БПЛА Heron с покупателем из альянса НАТО было заявлено, что Hermes 900 может нести вооружение под двумя внутренними узлами подвески, хотя некоторые источники сообщили, что аппарат никогда не демонстрировал способность нести вооружение, несмотря на свои четыре подкрыльевых узла подвески. Полезная грузоподъемность Hermes 900 ограничена 350 кг. Он был заказан для разведывательных и наблюдательных задач Израилем, Чили, Колумбией и Мексикой.

Кроме полной совместимости с предшествующими наземными станциями управления Hermes 900 имеет грузоподъемность 350 кг и четыре подкрыльевых точки крепления. Продолжительность полета составляет 36 часов

На фото под крылом БПЛА Seeker 400 бронебойная ракета Mokopa изначально разработанная для штурмового вертолета Rooivalk. Ракета с наведением с полуактивным лазером, имеет дальность действия 10 км и несет тандемную боеголовку пробивающая катаную гомогенную броню толщиной до 1350 мм; ракета может также оснащаться осколочной боевой частью

На фото Heron TP, также известный как Eitan, на парижском авиашоу 2007 демонстрирует диапазон систем и вооружений, который способен нести, в первую очередь – это два блока по четыре ракеты Lahat

Южная Африка

Одним из новичков на этой особой сцене является дрон Seeker 400, разработанный компанией Denel Dynamics, который был показан в виде макета на шоу Africa Aerospace and Defence 2011 в Кейптауне с парой ракет «воздух-поверхность» Mokopa под крыльями.

На этом мероприятии было объявлено о том, что аппарат должен был совершить свой первый полет в первом квартале 2012 года, но он еще не состоялся, хотя в последнем пресс-релизе сообщалось о том, что это событие случится «вскоре».

Интересно, что компания скромно описывает Seeker 400 как аппарат для наблюдения с возможностями «вооруженной разведки».

Ракета Mokopa массой 49,8 кг и калибром 178 мм, с полуактивной лазерной системой наведения представляет собой южноафриканский эквивалент ракеты Hellfire.

Она разработана компанией Kentron (в настоящее время Denel Dynamics) для использования ударным вертолетом Rooivalk для атак бронированных целей.

Первый вооруженный дрон американской армии MQ-5 Hunter

В данном контексте несколько слов заслуживает MQ-5 Hunter, поскольку он считается первым вооруженным дроном американской армии. Многие считают его американцем, поскольку его изготавливала фирма TRW, прежде чем ее бизнес по дронам был приобретен компанией Northrop Grumman.

В действительности, с самого он изначально имел израильское происхождение, поскольку был разработан компанией Israel Aerospace Industries под названием Impact. Несмотря на то, что серийный Hunter совершил свой первый полет в 1994 году, у него был довольно извилистая ранняя жизнь, поскольку к 1995 году было изготовлено и поставлено 56 штук, но после нескольких происшествий все они были сняты с вооружения в январе 1996 года.

Впрочем, затем было Косово и эти аппараты были сняты с консервации. В 2003 году компания Northrop Grumman купила эту программу, увеличила центральный размах крыльев до 1,5 метров и установила доработанный и упрощенный вариант своей бронебойной ракеты Brilliant Anti-Tank (BAT), в настоящее время получивший имя Viper Strike. Под обозначением MQ-5B армия купила 18 этих дронов.

Управляемые ракеты для дронов

В категорию «дронов с опциональными атакующими возможностями» также вошло множество винтокрылых аппаратов, особенно этому способствовало появление управляемых ракет. Вследствие своей меньшей массы ракеты типа Hydra могли бы стать идеальным вооружением для многих легких дронов, точно также как они применялись на легких самолетах авиации общего назначения и рассматривались для установки на дельтапланы.

Впрочем, как все мы знаем, неуправляемые ракеты не относятся к высокоточному оружию и в основном используются скорее для обстрела больших районов в операциях «зачистки», чем для точечных атак. Промах по цели автоматически вызовет ответный огонь и возможное уничтожение дрона, пустившего ракету, так как она редко остается незаметной при пуске. Поэтому во всем мире существует ярко выраженная тенденция вооружения дронов управляемыми ракетами.

Лидером среди управляемых ракет сегодня является 70-мм ракета типа Hydra с неудобоваримым акронимом APKWS (advanced precision kill weapon system – продвинутая высокоточная система вооружения).

Если предельно сжать длинную историю: проект APKWS был отменен в начале 2005 году, возрожден в конце этого же года под обозначением APKWS II, в конечном счете, ракету выкупила компания BAE Systems в 2006 году для перевода программы из американской армии в корпус морской пехоты в 2008 году.

Эта система вооружения, наконец, поступила на вооружение корпуса и прошла первое «боевое крещение» в Афганистане в 2012 году. В сентябре 2012 года в соответствии с неотложным оперативным требованием американские ВМС выдали контракт компании BAE Systems по интеграции APKWS в вертодрон Northrop Grumman Fire Scout MQ-8B.

На фото вверху у ракеты APKW II ясно видно необычное положение лазерных сенсоров на передней кромке выпускаемых стабилизаторов, что позволяет иметь ракете КВО около одного метра. Преимущества этой конфигурации в том, что сенсоры защищены от пыли и осколков перед пуском. Внизу показан модуль наведения расположенный между боеголовкой и двигателем Hydra

Со своей ракетой Talon на базе Hydra 70 компании Raytheon и Emirates Advanced Research Technology намереваются предложить вооружение способное бороться с легкой бронетехникой по цене одной шестой от цены вооружения класса Hellfire

Художественное представление вертодрона Fire Scout от Northrop Grumman несущего две пусковые установки APKWS I интегрированные компанией BAE Systems. Northrop Grumman уже рассматривала возможность стрельбы неуправляемыми 70-мм ракетами с этой платформы еще в 2005 году

Еще одна переделка ракеты Hydra, реализованная компанией Raytheon совместно с Emirates Advanced Weapons, получила название Talon. Как и в моделях, описанных выше, конструкторы Talon стремились сохранить стоимость как можно ниже и использовать максимум существующих ракетных систем, включая простые типы пусковых установок.

Оружие прошло серию опытных пусков с эмиратского вертолета Apache в ОАЭ в октябре 2011 года и в настоящее время квалифицируется для установки на вертолеты Apache в США и ОАЭ. Испытания включали пуски по движущейся цели с расстояния 4 км. Talon имеет эффективную дальность действия от 1200 до 6000 метров по легкобронированной технике.

Следующим в списке потенциальных кандидатов на базе Hydra для пусков с дронов стоит ATK Gatr. Впрочем, по-видимому, программа была закрыта несколько месяцев назад. Ранее уже была упомянута ракета Viper Strike, некоторое время назад она была куплена у Northrop Grumman компанией MBDA.

Это вооружение с наведением по двойному лучу лазера и GPS уже успело зарекомендовать себя в боевых действиях. Оно представляет собой упрощенный вариант более ранней противотанковой ракеты Brilliant от которой она унаследовала характеристики вертикального удара, а ее комбинация интеллектуальных акустических и инфракрасных сенсоров (поэтому необычные концевые штырьки на крестообразных поверхностях ракеты Brilliant Anti-Tank (BAT)) была заменена лазерным и GPS наведением.

Ракета впервые выпущена с дрона Hunter (см. заметку о MQ-5 Hunter) в 2007 году в Афганистане и, как сообщается, была успешно применена по людям устанавливающим придорожную бомбу.

Отличительной характеристикой 20 кг ракеты Viper Strike является ее способность атаковать вертикально с КВО в один метр, что рассматривается как основное преимущество по снижению косвенных потерь, особенно в городских сценариях

Невозвращаемые дроны

Невозвращаемые дроны, если исключить пример Фау-1 упомянутый в начале статьи, точно не уже новы и имеется несколько забытых примеров. Они обычно назывались «барражирующими» боеприпасами и в основном созданы в качестве противорадиолокационного вооружения.

Производство этого типа вооружения никогда не достигнет внушительных цифр в связи с тем, что слух об их применении на поле боя распространяется со скоростью света.

Поэтому, простое применение одного мгновенно заставит противника выключить все свои радары сразу на большой площади, что точно приведет к требуемому результату достижения превосходства в воздухе и позволит собственным летательным аппаратам, а лучше всего дронам, летать почти с полной безнаказанностью над оккупированной территорией.

На выставке Eurosatory 2000 иллюстрирует последние секунды своей жизни дрон IAI Harpy. Он имеет дальность действия около 500 км и несет 32 кг фугасную боевую часть

Подобное вооружение, следует напомнить, имеет способность пикировать на РЛС, в которой уже выключен передатчик, но позиция которой была записана и запомнена атакующим дроном или другим дроном или самолетом РЭБ и передана по цепочке.

Противорадиолокационное оружие очень высоко ранжируется в списках военных «неприятностей» потому, что радары должны быть выключены задолго до того, как они смогут подать сигнал оптоэлектронным сенсорам ПВО на перехват дрона.

Одним из старейших барражирующих противорадиолокационных (как они иначе называются) дронов, достигших эксплуатационной готовности, является израильский Harpy. Эта модель также имела значительный экспортный успех и была продана в Индию, Южную Корею и Турцию, а также в Китай, что не понравилось некоторым странам.

Слухи о существовании Harpy 2 ходили еще в начале 2000-х, но они не материализовались, хотя взглянув назад понимаешь, что это тот аппарат, который впоследствии стал известен под именем Harop. БЛА Harop был показан компанией IAI на выставке Aero India 2009, но поистине всемирную известность ему принесло парижское авиашоу в том же году.

Назвать его Harpy 2 фактически было бы неправильным, поскольку Harop это совершенно другая птица, значительно крупнее, дальность полета увеличена вдвое (1000 км) а продолжительность полета составляет шесть часов.

Harop – это БПЛА контейнерного пуска, несущий оптоэлектронную станцию на брюхе и способный определять и затем уничтожать различные источники радиоизлучения, например важные подвижные командные пункты. К категории невозвращаемых дронов относится также малый БПЛА Switchblade.

Хотя о существовании этого небольшого дрона, запускаемого из трубы-контейнера, известно всем, но до сих пор, не очень понятно почему, он остается засекреченной программой, хотя обвинять его создателя, компанию Aerovironment, в этом не стоит. Несмотря на крупную конференцию по дронам в Париже в 2007 году, во время которой Aerovironment объявила об испытаниях БЛА Switchblade, на стенде производителя на выставке Eurosatory 2012 не появилось сколь-либо внятных материалов касательно доступных данных и иллюстраций

Дрон идет сложенным в небольшой трубе (примерно диаметром 12 см и длиной от 35 до 40 см) и при вылете в примерном направлении целевого района (обычно пуск производит снайпер или расчет миномета) он немедленно развертывает свои аэродинамические поверхности и запускает свой электродвигатель.

Дрон Switchblade можно описать как управляемую гранату дальнего действия, предназначенную для скрытых целей. При достижении дроном достаточной высоты оператор отмечает цель на экране управления и дает команду на смертельное пикирование.

БЛА IAI Harop. На фото полноразмерный макет на выставке в Париже в 2009 году. Предполагается, что он помимо чисто противорадиолокационных задач способен сообща со своей оптоэлектронной станцией наносить удары по подвижным источникам излучения, командным пунктам, мобильным пусковым установкам и т.д.

Switchblade от Aerovironment представляет собой вооружение ближнего загоризонтного действия. Его боевая часть, имеющая могущество ручной гранаты, устанавливается в контактный и неконтактный режимы и таким образом наносит косвенный ущерб в очень ограниченном радиусе

Ожидается, что британский БЛА Taranis поднимется в воздух в 2013 году. Длина: 11,35 м Размах крыльев: 9,00 м Взлетная масса: 8000 кг Двигатель: один Rolls-Royce Turbomeca Adour

Бомбардировщики

Неудивительно, что когда речь заходит о крупных летательных аппаратах, то лидерами оказываются Соединенные Штаты. Два соперника здесь – компании Northrop Grumman и Boeing. Впрочем, пара программ ведется и в Европе, хотя их целью на данное время является создание технологических демонстраторов и исследование пути, по которому необходимо следовать (или избегать) не только при разработке полноценных ударных аппаратов, но и их возможного оперативного применения.

В отличие от Neuron, БЛА Taranis – чисто британское предприятие, начатое британским минобороны в середине 2000-х годов с основной задачей сохранения национальных возможностей разработки собственных БЛА. Основной подрядчик по этой программе – компания BAE Systems, а ее партнеры Rolls-Royce, GE Aviation и QuinetiQ.

Первый полет Taranis, первоначально запланированный на 2011 год, несколько раз откладывался и в настоящее время ожидается, что он состоится в 2013 году. Как и Taranis, БЛА Neuron имеет турбореактивный двигатель Rolls-Royce Turbomeca Adour, но поскольку это международная программа, то в нее входят компания Dassault Aviation в качестве основного подрядчика и ее партнеры Saab, Alenia, Eads, Casa, Eab, Thales и даже швейцарская Ruag, каждая несет ответственность за особый компонент самолета.

К настоящему времени Neuron уже выполнял рулежку и выкатывание на ВПП, и естественно первый полет уже неминуем. Neuron имеет два отсека вооружения, которые в основном предназначены для размещения бомб с лазерным наведением (по одной в отсеке). Согласно графику, после отрыва шасси на полигоне Istres БЛА Neuron пройдет двухгодичную программу летных испытаний, сперва во Франции с целью расширения диапазона режимов полета (плюс прохождение статических тестов), затем в Швеции и, наконец, в Италии.

Испытания включат сброс 500-кг управляемых авиационных бомб, но в компании Dassault отказались уточнять, где и по какой специфической цели пройдут эти сбросы. Как и другие подобные программы БЛА Neuron был создан для изучения множества путей развития.

Это касается новых материалов, конструктивных элементов (особенно впускных каналов двигателя и рассеивания выхлопной струи) и конечно потенциальных задач; также по программе осуществлялась проверка того, как семь стран могли бы совместно работать над современными проектами.

X-47B поднимет искусство роботизированного полета на невиданную высоту, в конечном счете, продемонстрировав свою способность взлетать и садиться на авианосец Длина: 11,63 м Размах крыльев: 18,92 м Собственная масса: 6350 кг Взлетная масса: 20000 кг Двигатель: один турбореактивный двигатель P&W F100-220U

Несмотря на больший размах крыльев, БЛА Neuron по всей видимости слегка легче чем Taranis. Длина: 9,5 м Размах крыльев: 12,5 м Собственная масса: 4900 кг Взлетная масса: 7000 кг Двигатель: один R-R Turbomeca Adour

Соединенные Штаты

Неудивительно, что Соединенные Штаты являются бесспорным лидером в этой сфере, но они имели взлеты и падения и даже полную отмену программ. Это частично объясняет, почему, несмотря на первые полеты ранних прототипов главных соперников Northrop Grumman (X-47A) и Boeing (X-45A) еще в 2001 и 2002 годах, летательный аппарат, который, в конечном счете, появился как победитель конкурса по дистанционно управляемому ударному самолету палубной авиации (Northrop Grumman X-47B), поднялся в воздух только в феврале 2011 года.

Мы должны здесь сократить эту длинную историю. Достаточно сказать, что программа началась под аббревиатурой J-Ucas, в которой ‘J’ означает “объединенный”, это означало, что она служила целям, как ВВС, так и ВМС. Но ВВС, в конце концов, вышли из программы, она была закрыта, а когда флот возродил свой собственный проект в 2007 году, был выбран БЛА X-47B от Northrop Grumman.

С тех пор программа быстро продвигалась вперед, аппарат совершил свой первый полет в феврале 2011 года с авиабазы Эдвардс, второй взлетел 22 ноября 2011 года на той же авиабазе. Серьезные испытания должны начаться в 2013 году с взлетов и посадок на авианосец, по этой причине в течение 2012 года оба аппарата прошли интенсивные испытания на электромагнитные излучения на авиабазе ВМС Пакс Ривер. Там же выполнялись взлеты с катапульты и посадки с аэрофинишером. Что интересно, в отличие от Neuron дрон X-47B не будет вооружен.

Как заведено в палубной авиации крыло складывается до половины размаха крыла с 18,92 метра до 9,41 метра. Поскольку также ожидается, что X-47B продемонстрирует свои способности дозаправки в воздухе в 2014 году, было успешно протестировано специфическое программное обеспечение, разработанное компанией Northrop Grumman с использованием переменной устойчивости Learjet в качестве заменителя воздушного судна. Эти тесты были завершены в январе 2012 года.

Новости программы Uclass

В начале 2013 года американские ВМС объявили о том, что планируют до конца года выпустить запрос предложений касательно своей программы Uclass, которая предусматривает разработку действующего палубного дрона к 2020 году. Около полудюжины единиц согласно заявлению ВМС, «будут готов пройти обучение с авиакрылом авианосца», но при этом иронично отмечено, что «аппарату необязательно развертываться на корабле».

ВМС также заявили, что большая часть технологий разработанных компанией Northrop Grumman для F-47B, который стал собственностью флота, станет доступна для других претендентов. А это без сомнения компании Lockheed Martin (Sea Ghost), General Atomics (возможно аппарат на базе Avenger), Boeing (вероятно на основе своего проекта X-45C Phantom Ray) и, конечно же, Northrop Grumman с более крупным вариантом дрона X-45B.

Похожие статьи

/prevrashhenie-aeroplanov-v-boevuyu-edinicu/Карта