Мы в центре мыльного пузыря!

Стартапы 5 лет назад | Эдвард Сокуренко 141
Мы в центре мыльного пузыря!

Если Вы венчурный инвестор или «бизнес-ангел» – сейчас самое время объявить о банкротстве. Мотивируйте всё прогнозами многочисленных “аналитиков” о кончине ИТ-индустрии в самом ближайшем будущем. Шутка…

Как ни странно, такой вариант развития событий вполне возможен. В последнее время стоимость некоторых стартапов просто зашкаливает – верный признак неладного. Оценки стоимости стартапов класса AAA (высокая инвестиционная привлекательность) уже пересекли отметку в 4 миллиона долларов: в настоящее время они продаются по 6 — 8 миллионов.

В то же время многие специалисты уверены, что происходящее сегодня не имеет ничего общего с печально известным Пузырем доткомов (1999-2000 годы). Если вы в то время ещё не были айтишниками, то недоумение по поводу оценки стоимости Facebook в семьдесят миллиардов вполне понятно. Чёрт, даже мне становится не по себе, когда любой пенсионер с миллионом долларов в кармане считает своей главной обязанностью обзавестись парой-тройкой акций Twitter. В конечном итоге, цена последнего не прекращает расти.

Самой большой проблемой в 2000 году было то, что никто и понятия не имел, как оценить эти компании. В конце 90-х было предельно ясно, что Интернет может стать золотой жилой. И никто не хотел остаться в стороне. Люди стекались в Силиконовую Долину, чтобы устроиться на должность «менеджера по развитию бизнеса» или что-нибудь в этом роде.

В 2000 году всех заботил лишь доход. На пользователей и счетчики просмотров страниц никто не обращал внимания. Теперь на Уолл-стрит поняли, что действительно имеет значение.

Давайте подытожим. Пузырь доткомов 2000: Собрать, по меньшей мере, 100 миллионов инвестиций. Потратить эти деньги! Нанять как можно больше сотрудников (особенно менеджеров)! Получить доход любой ценой! Выпустить акций на свободный рынок! Продать их! Убежать!

Пузырь доткомов 2011: Привлечь инвесторов к ААА-стартапу, который оценили в шесть вместо четырёх миллионов. Нанять эникейщиков, очень много эникейщиков. Не нанимайте не-айтишников или людей других профессий, если это, конечно, не первая необходимость. Сбалансируйте быстрый рост и низкие затраты (контроль издержек/доходности Вам в помощь). Если Вы основали что-то вроде Facebook, Groupon или Zynga – капитализируйте свои стартапы. Можете оценить их в тридцать раз выше объективных оценок – спишите всё на потенциальную прибыль. Если Вы основали Twitter и не можете получить доход – получайте выгоды от массивного воздействия на мировую культуру.

Но никто. Абсолютно никто, не советует владельцам стартапов расти и тратить деньги так быстро, как они могут.

 

Похожие статьи

/my-v-centre-mylnogo-puzyrya/Карта